08 мая 2013

Несмотря на то, что в Беларуси наметилась тенденция ухода от гендерных стереотипов в воспитании детей, основную домашнюю работу и работу по уходу за детьми по-прежнему делает женщина.

Таковы результаты исследования «Изменение знаний, отношения и существующих практик в сфере развития детей 0-7 лет», которое было проведено Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования в 2012 году.

Детей воспитывают женщины — и дома, и в садике

Как отмечают авторы исследования,«современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости».

Половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу младшего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Поэтому особенно важно, чтобы примеры гендерного поведения ребенок получал в приблизительно равных пропорциях.

А это как раз и непросто. Большинство (по данным исследования — 100%) педагогов дошкольных учреждений — женщины. В итоге в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию. Значительное количество детей растет в семьях, где один родитель, мама, как правило. В результате и там мужское влияние ограничено.

И даже в полных семьях, по данным социологического исследования, уходом за ребенком и его воспитанием в 96% случаев занимается мать.

Участие отца и матери в выполнении обязанностей по уходу за ребенком (в процентах)
gender

Женских и мужских обязанностей по уходу за ребенком не существует?

Очевидно, что мамы принимают большее участие в выполнении обязанностей по уходу за ребенком. При этом 79,1% респондентов отметили, что «женских» и «мужских» обязанностей по уходу за ребенком и его воспитанием не существует.

Те родители, которые делят обязанности по уходу за ребенком и его воспитанию на женские и мужские, в качестве женских чаще всего называют обеспечение гигиены ребенка (47,2%), приготовление еды и кормление детей (39,3%). К числу мужских обязанностей родители чаще относят совместные игры и чтение (33,7%).

В ходе исследования также выяснялось мнение родителей о том, существуют ли женские и мужские обязанности по выполнению домашней работы. Считают, что обязанности не делятся на мужские и женские 66,4% респондентов; 12% опрошенных затруднились высказаться однозначно по данному вопросу и лишь 21,6% респондентов считают, что обязанности по выполнению домашней работы можно делить по половому признаку.

В качестве женских обязанностей чаще всего упоминают уборку (76,4% тех родителей, которые делят обязанности), приготовление пищи (73,1%), а также стирку, утюжку (56%). К числу мужских обязанностей 65,3% респондентов чаще относят ремонт и починку вещей в доме. Отметим, что основной задачей отца 59% родителей считают обеспечение материальными ресурсами, базой для развития ребенка.

Не согласны с такой постановкой вопроса 41% родителей (из них скорее не согласны с тем, что основная задача отца — материальное обеспечение семьи, 31,3% респондентов, полностью не согласны — 9,7%).

Как проявляются в воспитании гендерные стереотипы?

В ходе воспитательного процесса происходит усвоение социальных и гендерных норм, ценностей, ролей и качеств. С целью выявления ориентаций родителей по формированию гендерного статуса детей, респондентам задавался вопрос о том, какие ценности необходимо воспитывать в девочках, а какие в мальчиках.

Распределение ответов родителей на вопрос, какие качества нужно воспитывать в мальчиках и девочках (в процентах)

качества для девочек для мальчиков
решительность 63,6 95,7
ответственность 90,9 96,8
трудолюбие 93,9 95,1
милосердие/сострадание 94,1 74,1
терпимость 80 78,7
доброта 98 87,3
смелость 62 96,2
скромность 87,3 46,1
независимость 65,4 86,7
вежливость 97 93,7
общительность 92,9 92,9
уважение к другим 96,1 96,6
твердость характера 58,4 94
умение давать сдачи 45,7 82,7

Так, респонденты в числе качеств, которые нужно воспитывать у девочек, чаще называют доброту и вежливость, а у мальчиков — ответственность и уважение к другим. Реже всего родители ориентированы на воспитание в девочках таких качеств, как умение давать сдачи обидчику и твердость характера, а у мальчиков — скромность и милосердие.

Обнаружилось, что общественным мнением признается большая ответственность матери за воспитание детей (73% респондентов высказали такое мнение, из них — 48,7% опрошенных полностью согласны с таким мнением, 24,3% скорее его поддерживают).

Гендерные стереотипы родителей в воспитании детей проявляются в выборе одежды: 92,1% опрошенных считают необходимым выбирать одежду ребенку (по цвету, фасону), исходя из его пола (61% респондентов полностью согласны с данным утверждением, а 31,1% — скорее его поддерживают).

Не проявились гендерные различия в установках по организации игровой деятельности детей: 87,7% родителей считают, что и мальчики, и девочки могут играть в одни и те же игры, игрушки по своему выбору (полностью поддерживают данное утверждение 43,4% опрошенных, скорее согласны с ним — 46,3%).

Результаты исследования показали, что большинство родителей не согласны с утверждением, что девочки учатся лучше, чем мальчики (скорее не согласны с этим 51% опрошенных, полностью — 19,4%). Не проявились гендерные различия в оценке родителями способностей мальчиков и девочек: 83,9% респондентов не согласны с тем, что мальчики более способны, чем девочки.

Нет единства мнений среди родителей в том, какие подходы в воспитании мальчиков и девочек нужно использовать. 52,8% выразили несогласие с мнением, что в воспитании мальчиков и девочек нужно использовать одинаковые подходы. Обратной точки зрения придерживаются, соответственно, 47,2% (полностью согласны с такой позицией 16,4% опрошенных, скорее согласны — 30,8%).

Результаты исследования свидетельствуют, что большинство респондентов стремятся окружать детей заботой и вниманием независимо от пола ребенка. Так, 61,8% родителей не считают, что девочку нужно больше окружать заботой и вниманием, чем мальчика. Полное согласие с тем, что девочка должна получать от родителей больше заботы и внимания, высказали 17% респондентов, скорее согласны с такой позицией — 21,2%, скорее не согласны — 41,2%, полностью не согласны — 20,6%.

45,7% не согласны с тем, что «мальчика нужно воспитывать так, чтобы он понимал, что он сильнее и независимее девочки»; 54,3% считают такую установку в воспитании мальчика важной и правильной. Полное согласие с воспитательной установкой на то, чтобы прививать мальчику понимание собственной силы и независимости в сравнении с девочками, выразили 17,7% родителей.

В отношении стереотипа по поводу сложностей в воспитании мальчиков и девочек выяснилось, что 65,4% родителей не согласны с тем, что «мальчики более непослушны, и их сложнее воспитывать». Из 34,6% респондентов, поддерживающих данную точку зрения, полностью согласны 10,4% родителей, а скорее согласны с такой установкой — 24,2%.

Несмотря на то, что большинство родителей (68,4%) не разделяют мнение, что девочки доставляют меньше хлопот в воспитании, чем мальчики, полностью в этом уверены только 17,8% из них.

Вывод социсследования заключается в отсутствии у современных родителей ярко выраженных гендерных стереотипов в отношении форм и методов воспитания детей.

Подтверждением этому специалисты считают тот факт, что подавляющее большинство родителей (90,4%) высказались против того, чтобы их ребенок посещал в детском саду группу, в которой организовано раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек (идею раздельного обучения мальчиков и девочек поддержали только 9,6% опрошенных родителей).

http://naviny.by