16 мая 2013

По всеобщему признанию (в том числе и на международном уровне), Беларусь добилась немалых успехов в выравнивании социального статуса мужчин и женщин.

Но построение и продвижение сбалансированной гендерной политики - процесс долговременный. Слово "гендер" уже перестало быть неприличным и непонятным, оно прочно вошло в лексикон, но при этом гендерные предрассудки по-прежнему живучи и в общественном сознании, и на рынке труда, и в распределении семейных ролей. Равноправие мужчин и женщин - это социальное достижение или издержки цивилизации? Об этом - в беседе корреспондента БЕЛТА с председателем правления международного общественного объединения "Гендерные перспективы" Ириной Альховка.

- Ирина, что бы вы отнесли к гендерным предрассудкам?

- Гендерные предрассудки проявляются в отношении к работе, эмоциям, семейным обязанностям при устоявшемся в обществе разделении на "мужское" и "женское". Например, принято считать, что женщина - слабое, нежное, истеричное, ведомое существо, а мужчина - сильный, решительный, немногословный, ведущий. Однако такой стереотипный взгляд давно не отвечает реальности. Роли меняются, а мы продолжаем по старинке апеллировать традиционными понятиями о силе и слабости. Кто с сегодняшней точки зрения мужчина в большей степени: Арнольд Шварценеггер, играющий бицепсами, или Андрей Сахаров, который совершил мощные гражданские поступки?!

Так вот, не должно быть привязки к полу: и мужчина, и женщина испытывают одинаковые эмоции - страх, счастье, веселье, боль. Но традиции принуждают людей по-разному выражать эмоции: женщина плачет, мужчина страдает молча или проявляет гнев. Стукнуть кулаком по столу в запале считается приемлемой мужской эмоцией, а если так проявит свои сильные чувства женщина, тут же окрестят мужиком в юбке. И наоборот, плачущего мужчину тут же запишут в слабаки.

Все это не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Разрыв в продолжительности жизни белорусских мужчин и женщин - 12 лет. И немалую лепту в высокую смертность мужчин вносит, как ни парадоксально, традиционное поло-ролевое поведение. На долю социальных последствий таких пережитков (алкоголизм, совершение правонарушений и т.п.), на мой взгляд, приходится половина "недожитых" мужских лет.

- По статистике, каждая десятая белоруска разведена, каждая шестая - вдова. Преобладание численности женщин над численностью мужчин обусловлено как особенностями половозрастной структуры населения, так и высокой смертностью мужчин, особенно трудоспособного возраста. Уровень смертности мужчин практически в три раза превышает уровень смертности женщин во всех возрастных группах. Честно говоря, я считала, что этот разрыв обусловлен преимущественно более рискованным поведением мужчин.

- А почему у них менее сохранное поведение? Да потому что им с детства внушают: риск - благородное мужское дело. По статистике Совета Европы, почти 95% заключенных в тюрьмах - мужчины. По данным всемирного исследования ООН 2011 года, среди всех людей, погибших в результате убийств, 80% - мужчины. Девочек учат себя беречь, аргументируя подготовкой к материнству, а мальчики вроде бы как за будущее потомство и не отвечают... Но от кого женщина будет рожать здоровых детей? С кем будет их воспитывать?

Можно даже сказать, что ценность мужского здоровья в нашей страны ниже, чем женского. И это, по крайней мере, несправедливо.

И еще. Женщинам запрещено работать по двум сотням специальностям, исходя из вредных и опасных условий труда. Мужчинам же там работать можно, как будто их организм сделан из другого теста.

- А выход в чем? Только не говорите, что надо ликвидировать существующие запреты на профессию. И отправить женщину в забой или на химическое производство.

- Многие страны пошли по пути автоматизации производства. И там на вредных производствах женщины и мужчины управляют роботами/машинами/станками вместо использования ручного труда.

Что касается рискованного поведения, то, увы, общество (вернее, сложившиеся в нем стереотипы) само поощряет мужчин к этому - от сексуальных отношений (приветствуется опытный партнер и девственная избранница) до отношения к своему здоровью (не по-мужски, мол, бегать по врачам, работать надо и не жаловаться по пустякам). А потом - инсульты, инфаркты, бесплодие, простатит и прочие заболевания, которых можно было избежать или хотя бы отсрочить при более внимательном отношении к своему организму, своевременном обращении к врачу и при здоровом образе жизни. Каждая женщина знает, что нужно посещать гинеколога и с какой периодичностью. А много ли мужчин знают о враче-андрологе?

- К слову, мне говорили, что на прием к андрологу очереди нет вообще... А ведь проблем в сфере мужского здоровья немерено.

- Корень зла, на мой взгляд, - в противопоставлении мужского и женского, в поляризации полов, в выяснении кто лучше - мужчина или женщина. Общество категорично: если твое поведение не соответствует традиционным гендерным ролям, то ты не настоящий мужчина или ты не истинная женщина. Но современный мир требует гибкости. Мужчина в бизнесе, политике должен быть иногда дипломатом и уметь отступать, а женщине нужно проявлять силу, если на работе приходится принимать жесткие, болезненные для кого-то решения, быть твердой в воспитании детей и т.д.

Если мы перестанем зацикливаться на восприятии мужчин и женщин в контексте собственных разумений о половой матрице поведения, то появится столь необходимая всем людям толерантность.

- Многие считают введение холостяцкого налога нарушением гендерных прав мужчин. А вы лично - за или против?

- Я против введения такого налога в принципе, поскольку приоритет должен оставаться за поощрительными методами улучшения демографической ситуации.

Если же смоделировать ситуацию введения этого налога, то с гендерной точки зрения его должны платить не только мужчины, как это было в советские времена, но и женщины.

- Все чаще говорят о кризисе семьи. Приводят цифры разводов (впечатляющие, надо признать), неполных семей, одиноких стариков при живых детях, появляются сторонники чайлд-фри. На ваш взгляд, семья действительно переживает период полураспада?

- Можно называть это кризисом, можно - следствием естественных процессов развития - миграционных, демографических, урбанистических.

Так, одним из главных факторов я считаю изменение миграционных настроений. В Беларуси три четверти населения - горожане, а это предпосылка к тому, что семьи становятся менее традиционными, более свободными, мобильными и разобщенными. И менее детными.

Второй аспект - наличие огромного информационного поля. При всех его плюсах есть и очевидные минусы: ослабляется авторитет родителей из-за того, что они перестали быть единственным источником информации о жизни (любые сведения можно получить через Интернет и прочие средства коммуникации).

Что остается родителям в этой ситуации? Показывать на своем примере позитивные модели поведения, а не только использовать дисциплинарное воздействие, заниматься нравоучениями.

И все же, несмотря на очевидное ослабление внутрисемейных связей, большинство жителей нашей страны предпочитает жить в семейных или партнерских гетеросексуальных отношениях. Это значит, что люди хотят иметь близкий круг, который ассоциируется у них с безопасностью, взаимопомощью. Для многих семья в несомненном приоритете, поскольку наличие детей - это способ передать свои традиции, опыт, культуру, мировоззрение. Одним словом, материальное и нематериальное наследие.

- Тем не менее, на мой взгляд, люди сейчас идут с большей решимостью на разрыв отношений, чем раньше. Возможно, роль играет тот факт, что и мужчина, и женщина могут решить самостоятельно свои проблемы. Все чаще говорят не выйти, а сходить замуж - это симптоматично...

- К сожалению, сейчас к браку облегченный подход. Но брак - не платье, которое можно поносить, потом сдать в химчистку, а потом отдать в магазин секонд-хэнд или выбросить в мусорное ведро. С человеческими отношениями такое проделывать опасно - как результат, люди теряют время, силы, здоровье. А их не вернуть...

На мой взгляд, брак - это необходимость чем-то жертвовать ради другого человека и при этом не терять себя. Вот этой-то жертвенности (в хорошем смысле слова) и не хватает современным семьям. Свою лепту вносит упорно насаждаемая культура потребительства, основанная на чистом индивидуализме.

Молодежь не готова к семейной жизни, находясь в плену романтических заблуждений. Как показал опрос школьников, в их представлении семья - это поцелуи, походы в кино, цветы и свечи. А вот о совместном решении неизбежных бытовых проблем у них и понятия нет. Как и о том, что хочет от своего избранника или избранницы партнер и готов ли другой пойти ему навстречу, о том, где находится та граница, за которой свобода заканчивается и начинаются обязанности, в первую очередь родительские. Ведь мамой и папой не становятся автоматически в тот день, когда рождается ребенок (купив автомобиль, человек не превращается чудесным образом в водителя, если у него нет навыков вождения). Осознанному родительству нужно учиться, к нему нужно готовиться.

- А может, проблема еще и в том, что молодежь слишком рано (опять же в угоду традициям) создает семью? Да, возраст вступления в брак в Беларуси постепенно повышается. Но, на мой взгляд, браки у нас ранние. Это в Европе 35 лет - возраст невесты, а в Беларуси в 27 - старородящая...

- Все зависит от того, какой социальный опыт приобретен человеком. Ведь люди взрослеют по-разному. Кто-то в 22 года уже получил образование, работает, живет самостоятельно, а кто-то и в 35 лет - абсолютный иждивенец в материальном и моральном отношении.

С другой стороны, по мнению психологов, брак в более зрелом возрасте тоже чреват риском развода. Проблема в том, что состоявшемуся человеку трудно идти на компромисс, он не готов приспосабливаться к партнеру и новым обстоятельствам, он самодостаточен и уверен в своей правоте.

- Какова, по вашему мнению, модель семьи будущего с гендерной точки зрения?

- Беларусь следует европейским демографическим курсом: уже наблюдается повышение возраста вступления в брак и возраста матери при рождении первенца, сокращение числа детей в семье.

В европейской перспективе - эгалитарная семья (с равноправными отношениями, с приоритетом индивидуалистических ценностей): несмотря на то, что я живу в семье, я - личность со своими интересами, личным пространством. Те же шведы идут по пути автоматизации своего быта, перекладывая функции на наемных работников (няня, домработница, садовник и проч.). Это позволяет больше времени проводить с супругом, детьми, но не в ущерб хобби. Естественно, если позволяет материальное положение.

Как скоро белорусская семья придет к такой модели, сказать сложно. Как и предсказать, когда наши мужчины начнут больше уделять времени своим детям, осознав наконец, что отцовство - это огромная радость и смысл жизни. Трудно также предположить, когда женщины смогут переложить на мужские плечи часть домашнего быта и гармонично распределить уход за детьми и их воспитание. Слишком сильны в Беларуси женские и мужские поведенческие модели, чтобы рассчитывать на их быстрое изменение.

Между тем российские исследователи уже выделяют новый тип мужчин - преимущественно молодого возраста и проживающие в городах. Это люди, для которых собственная семья равноценна по значимости их работе (причем, при полной профессиональной реализации). Их кредо: "Я занимаюсь тем делом, которое мне нравится, и я люблю свою семью, потому что она мне нужна и важна как способ самореализации. Я хочу, чтобы мои дети видели меня, чувствовали, а не только слышали обо мне, хочу разделять с ними их увлечения, хочу быть папой не приходящим, а папой присутствующим".

Как скоро такой тип "пропишется" в Беларуси, сказать не берусь. Но один способствующий фактор точно есть - это урбанизация.

Понимаете, борьба за гендерное равенства воспринимается иногда слишком упрощено: мол, надо что-то отобрать у мужчин и передать женщинам. А смысл в том, чтобы справедливо поделиться, в том числе и родительскими функциями, и чтобы пол перестал быть признаком такого деления (как сейчас - мужские и женские обязанности).

Кстати, шведские исследователи еще в 90-х годах прошлого века выявили более распространенный тип - отец отсутствующий. Его никто не видит, но все боятся и знают, что он есть и в случае чего появится и покарает. Предполагаю, что сами отцы не в восторге от такой роли господа карающего. Они бы и рады отдавать своим отпрыскам тепло и ласку, знать имена друзей своих детей и названия их любимых сказок, но остерегаются: не сочтут ли окружающие это проявлением женственности и слабости? Почему у нас всего 1% мужчин, которые берут отпуск по уходу за ребенком? В том числе и потому что такие отцы подвергаются насмешкам окружающих и сталкиваются с непониманием работодателей. А ведь именно такая теплота и забота - самая выигрышная акция на будущее.

Роль настоящего папы - самая прекрасная роль для мужчины, которая долгое время игнорировалась. В этом и заключается выгода гендерного равенства для мужчин.

Посмотрите, сколько сейчас одиноких пожилых мужчин, которых бросили дети. Причиной их одиночества среди прочего может быть плата за отсутствие эмоциональной связи с детьми в детстве, юности, молодости. Откуда возьмутся теплые отношения к отцам (да и к матерям тоже), если те в свое время не инвестировали свои чувства в детей?

- Нерешенных проблем у мужчин немало. Действительно, из-за недооценки обществом значимости отцовства уменьшилось их влияние на воспитание детей в семье, не в полной мере проявляется ответственность пап за социализацию детей. В результате при расторжении брака сыновья и дочери чаще всего остаются с матерями. Отцы-одиночки нарекают на то, что не имеют тех же прав, которые есть у женщин в аналогичных ситуациях. Да и жертвами семейного насилия (психологического, финансового и физического) все чаще становятся представители сильного пола (во всяком случае, на это указывают результаты соцопросов). Можно ли говорить о том, что традиционные понятия сильный и слабый пол сменили ориентацию?

- Задайте этот вопрос женщине, которая в одиночку тянет троих детей - разве можно ее назвать слабым полом? Или спросите у мужчины, который каждый вечер читает сказки своим детям или моет дома посуду - разве его эмоциональность в такие моменты говорит о его слабости и несостоятельности как мужчины?

Я вообще против обобщений, все слишком неоднозначно в жизни, чтобы навешивать ярлыки.

Гендерные предрассудки - это свидетельство черно-белого восприятия мира. А ведь на самом деле он полон красок и оттенков.

- А как вы относитесь к квотированию по признаку полу?

- Аналитики ООН посчитали, что если бы не было введено квотирование (а 30-процентное представительство женщин в бизнесе и политике считается критической цифрой для того, чтобы начали происходить изменения), то такого показателя участия женщин в политике и экономике мир достиг бы лишь через 100 лет.

Значит, без поощрительных мер путь к гендерному равноправию будет очень долгим. Но ключевое слово здесь - временный характер таких мер. Важно не пропустить тот момент, когда квоты могут стать тормозом, а не стимулом.

В Европе сейчас активно спорят по поводу квот в бизнесе. А некоторые крупные кампании в Германии, Испании, не дожидаясь окончания дискуссий, ввели 30-процентное представительство женщин в руководстве. Они просчитали, что отсутствие женщин в органах, принимающих решения, приводит к нарушению баланса в трудовом коллективе, недоучету интересов семейных работников и т.д.

- Что такое гендерный разрыв по-белорусски?

- Женщины несут на своих хрупких плечах основную тяжесть неоплачиваемого домашнего труда. Для неполных семей, возглавляемых мамами, высока вероятность попадания в категорию малообеспеченных. Насилие в семье в отношении женщин остается, увы, нередким явлением.

Женщины в большей степени сталкиваются с проблемами на рынке труда (притом что женщин в стране больше, в том числе среди работающих, а образовательный уровень их выше, чем мужчин). Руководящие кресла занимают преимущественно мужчины. При декларируемых равных правах на труд мужчины зарабатывают в среднем на 20% больше. Женщины чаще, чем мужчины, вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу либо потому, что у них нет других возможностей занятости, либо потому, что такая работа позволяет им сочетать труд с семейными обязанностями.

Согласитесь: только у женщин при приеме на работу спрашивают, замужем ли она и есть ли дети. Мужчинам такие вопросы не задают. Это свидетельствует о том, что оцениваются не только профессиональные качества, но и половая принадлежность.

Не изжита и проблема "стеклянного потолка" - женщины редко занимают высокие посты, находясь чаще на вторых ролях (в руководители среднего звена - пожалуйста, а в первый эшелон - извините).

Недавний опрос работающих мужчин показал: каждый пятый против, чтобы им руководила женщина. А почему? А потому, мол, что из женщин не получается хороших управленцев, они принимают решения, основанные на эмоциях. Такое объяснение иррациональное, алогичное, основанной на стереотипизации.

Для меня же это вопрос социальной справедливости. И чтобы сломать эти стереотипы, нужна судебная практика. Но женщины крайне редко идут на отстаивание своих прав в суде. Дискриминацию по признаку пола доказать, конечно, крайне сложно. А вот в Польше, например, бремя доказательства в деле дискриминации лежит не на истце, а на работодателе (он должен доказать, что факта не было).

Я слышала только об одном деле в нашей стране, выигранном женщинами в суде, - о сексуальных домогательствах на рабочем месте. Две работницы привлекли своего начальника к ответственности, он был осужден и лишен права занятия руководящей должности на 5 лет. И это было в конце 90-х годов прошлого века...

- Специальные законы о гендерном равноправии приняты в европейских странах. Целесообразна ли разработка такого законопроекта в Беларуси?

- В большинстве стран Евросоюза приняты законы о недискриминации, в том числе и по гендерному признаку. В некоторых странах приняты законы о равноправии мужчин и женщин. Есть механизмы, судебная практика (причем обращаются в суд и мужчины и женщины, считающие, что их права были нарушены именно по причине их половой принадлежности).

Я за то, чтобы такой закон был и в Беларуси. Или более широкий закон об антидискриминации. В Конституции, различных кодексах написано, что граждане не должны подвергаться дискриминации. Но юридическое определение дискриминации в нашем законодательстве отсутствует.

Беларусь по праву гордится законодательством по борьбе с торговлей людьми, ее позиция в международном рейтинге сразу повысилась и усилился авторитет. Почему бы не сделать такой шаг и в гендерном или антидискриминационном законодательстве?

Елена Прус, http://www.belta.by