17 ноября 2015

В 2013 году Беларусь ратифицировала Конвенцию Совета Европы по противодействию торговле людьми. Одна из особенностей документа - это отдельный механизм мониторинга выполнения его положений. В чем его суть? Об этом мы говорим с руководителем Программы "Ла Страда Беларусь" международного общественного объединения "Гендерные перпективы" Еленой Нестерук.

GRETA INT en- Елена, другие международные документы в сфере борьбы с торговлей людьми, к которым присоединилась наша страна, тоже имеют свои принципы мониторинга. В чем же отличие механизма мониторинга Конвенции СЕ? И что собой представляет ГРЕТА?

-  Когда готовилась Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми, было решено, что в данном документе будет четко описан механизм мониторинга выполнения странами положений данного документа. Да, в рамках других конвенций тоже существуют такие механизмы, но главное отличие - это тот, что отчет по стране готовит Группа экспертов по противодействию торговле людьми, а не само государство. Была принята и специальная аббревиатура - ГРЕТА. Поэтому, когда европейские неправительственные организации, работающие в  данной сфере, слышат слово ГРЕТА, они понимают, что речь идет не о женском имени, а именно о Группе экспертов.  

- Каким образом формируется Группа экспертов по вопросам противодействия торговле людьми (ГРЕТА)?

Группа экспертов состоит не менее чем из 10 и не более чем из 15 членов. Сейчас в ней работают 15 экспертов, которые представляют такие страны из Франция, Ирландия, Голландия, Болгария, Молдова, Латвия, Бельгия, Испания, Украина, Словакия, Великобритания, Австрия, Румыния, Армения, Кипр.
Члены ГРЕТА выбираются из представителей тех стран, которые подписали и ратифицировали Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми. При проведении выборов учитывается гендерный и географический баланс, а также опыт экспертов в работе по противодействию торговле людьми. Главное, пожалуй то, что эксперты ГРЕТА должны обладать признанной компетентностью в области прав человека, оказания помощи жертвам и их защиты, иметь высокие моральные качества, должны быть независимыми и беспристрастными.
Сейчас в ГРЕТА работает 8 женщин и 7 мужчин, которые обладают большими знания в этой области и имеют различный опыт. В Группу экспертов входят представители и правоохранительных органов, и НПО, и юристы, и специалисты по социальной защите, психологи, медики. В состав ГРЕТА обязательно входят также эксперты в области защиты прав детей, так как, к сожалению, жертвами торговли людьми являются и дети. 
Члены ГРЕТА избираются сроком на 4 года с возможность переизбрания еще на 4 года. 

- Могут ли НПО предлагать/выдвигать своих представителей для включения в ГРЕТА?

Напрямую НПО не могут выдвигать своих представителей для включения в ГРЕТА. Но это не значит, что в ГРЕТА нет представителей неправительственных организаций. В тематике торговли людьми много признанных экспертов, которые соответствуют всем критериям для избрания в ГРЕТА и имеют опыт работы в НПО или продолжают на данный момент работать в неправительственных структурах.

 - Как проходит процедура мониторинга?

Согласно Конвенции СЕ, ГРЕТА сама определяет методы осуществления оценки, наиболее отвечающие ее задачам. ГРЕТА, в частности, может разрабатывать для каждой стадии оценки вопросник. Такой вопросник направляется всем государствам, проходящим процедуру оценки. Государство представляют ответы на вопросник, а также другую информацию по запросам ГРЕТА.
При этом Группа экспертов приветствует, когда при подготовке ответов на вопросы привлекаются неправительственные организации. Так, одним из вопросов является: "Участвовали ли неправительственные организации (НПО) либо иные субъекты гражданского общества в заполнении вопросника?". Тем самым ГРЕТА еще раз подчеркивает, что сотрудничество, взаимодействие между всеми субъектами противодействия торговле людьми важно и при подготовке ответов на вопросы для оценки деятельности в стране. Во многих странах общественные организации активно работают в данной сфере и их опыт, знания должны отражаться в данном процессе.
При необходимости ГРЕТА может самостоятельно запрашивать информацию у структур гражданского общества. Также Группа организовывает визиты в страны с целью сбора дополнительной информации. В ходе таких мониторинговых визитов члены ГРЕТА встречаются с представителями государственных структур, общественных и международных организаций. Затем ГРЕТА готовит отчет, содержащий анализ выполнения положений Конвенции. Также формулируются предложения и рекомендации в отношении того, как страна может разрешить выявленные проблемы. Отчет направляется в стран для подготовки комментариев, которые принимаются во внимание ГРЕТА при подготовке окончательного варианта отчета.

- На какой стадии процедура оценки выполнения положений Конвенции СЕ в Беларуси?

- В октябре 2015 года Беларусь получила вопросник, разработанный ГРЕТА для стран, которые первый раз участвуют в такой оценке. Так что мы на начальной стадии мониторинга.

- Какова роль НПО в процедуре мониторинга? Насколько учитывается их мнение?

- ГРЕТА считает, что роль неправительственных организаций в процедуре мониторинга очень важна. Недаром при проведении мониторингового визита в страну первая встреча всегда проходит с НПО. Во многом участие НПО в оценке зависит от того, как складывается взаимодействие между всеми, кто работает в сфере противодействия торговле людьми, при подготовке ответов на вопросы для ГРЕТА. Если НПО не привлекаются для этого процесса или их мнение не учитывается, то члены ГРЕТА заинтересованы в получении от отдельной НПО или группы НПО ответов на вопросы напрямую. При этом НПО или группа орагнизаций может не отвечать на все вопросы, а только на те, которые они считают самыми важными.

- Насколько активно включились в процедуру мониторинга белорусские НПО?

В Беларуси есть целый ряд общественных организаций, которые давно и активно, работают в сфере предупреждения торговли людьми и защиты прав пострадавших. Такой большой накопленный опыт и знания по этой теме должны быть обязательно использованы при проведении мониторинга.

-  Елена, какова позиция международного общественного объединения "Гендерные перспективы", администрирующего Программу "Ла Страда", которая вот уже почти 15 лет работает в Беларуси в сфере безопасной миграции и противодействия торговле людьми?

- Я считаю, что НПО не должны стоять в стороне от этого процесса. Это не просто участие в дискуссиях и встречах, это возможность всем вместе, представителям государственных структур, общественных и международных организаций, собраться и обсудить сегодняшнее положение дел в этой сфере, посмотреть на наши достижения и проблемы. Республика Беларусь делает очень много для решения этой проблемы и в самой стране, и на международной арене. Но такую сложную социальную проблему не возможно решить, не прилагая усилий каждый день. Мы понимаем, что жертвам торговли людьми требуется наша помощь и поддержка постоянно. Поэтому очень важно, как мы все вместе работаем в стране. Я думаю, что те рекомендации, которая нам даст ГРЕТА исходя из своего опыта, помогут нам продвинуться еще дальше в нашей борьбе с этим явлением.

Беседовала Светлана Мацкевич