15 февраля 2016

В ноябре 2015 года ряд общественных организаций Беларуси опубликовали Открытое письмо о необходимости принятия в Беларуси закона о предупреждении насилия в семье. Среди них - и международное общественное объединение «Гендерные перспективы». Какой резонанс получила эта инициатива?

Было ли услышано мнение представительниц общественных объединений и что изменилось за эти четыре месяца? Об этом мы говорим с председателем Правления МОО «Гендерные перспективы» Ириной Альховкой.

dv- Ирина, в начале хотелось бы обсудить, что стало причиной появления Открытого письма и почему именно такая форма выражения мнения была выбрана?

- В условиях, когда наша страна предпринимает активные усилия по разработке и принятию Закона «О предупреждении насилия в семье» очень важно изначально опираться на передовой международный опыт по созданию таких законодательных актов. И такой опыт отражает подход именно с позиций гендерного равенства, где жертвам насилия должна быть оказана своевременная и эффективная помощь, а агрессоры должны нести наказание за содеянное. И не должно существовать никаких аргументов, что жертвы насилия сами каким-то образом вызывают или провоцируют насильственные действия против себя. Если мы, скажем, будет использовать аналогию ситуации, когда ювелирные украшения на человеке и дорогой автомобиль являются провокацией для преступника их похитить, то ни у кого не возникнет мысли, что нужно снизить ответственность преступника из-за поведения жертвы. Тогда почему мы относимся к преступлениям и правонарушениям, совершенным в сфере семьи, по-другому? Налицо двойные стандарты и непонимание того, что насилие в семье не является частным делом.

Еще 10 лет назад проблема домашнего насилия была табуированной темой, которая фигурировала почти исключительно в криминальной хронике. Сегодня эта проблема обсуждается и в СМИ, и на государственных совещаниях. Общественные организации вносят большой вклад в развенчивании мифов и стереотипов о домашнем насилии, а также являются источником успешного наработанного белорусского и международного опыта. Но мы слышим также и другие голоса – о том, что борьба с насилием в семье ведет к разрушению семей и белорусских традиций, а также о том, что жертвы должны нести ответственность за происходящее, и даже предложения ставить жертв насилия на учет и корректировать их провоцирующее поведение.

Поэтому пять женских общественных организаций, включая МОО «Гендерные перспективы», объединились, чтобы озвучить свою консолидированную позицию о том, на каких ценностях должен базироваться Закон и от каких опасных практик нам стоит отказаться. Мы наблюдаем медленную, но уверенную тенденцию, что пострадавшие от домашнего насилия начали обращаться за помощью, как в общественные организации, так и государственные учреждения. А это значит, что проблема действительно существует, но по сравнению с ситуацией 7-летней давности общество и государство начинает эту проблему признавать. И я считаю, что это общая ответственность - не допустить обратного хода и использовать прогрессивные подходы.

Мы посчитали необходимым сделать нашу позицию максимально публичной с той целью, чтобы объединить сторонников соблюдения принципов гендерного равенства при разработке такого важного для государства нормативного акта. Письмо было адресовано ключевым международным организациям и государственным органам.

- Как была воспринята такая инициатива со стороны общественных организаций?

Мы получили разную реакцию на нашу позицию, что было ожидаемо. Многие ее поддержали, но были и противники. В частности, говорили, что общественные организации должны договориться, чтобы иметь общую позицию по проблеме домашнего насилия. Но сегодня этого сделать невозможно, потому что общественные организации, как и все наше общество, выражают различные интересы. Вопрос в том, чья позиция будет наиболее аргументирована и позволит помочь нашей стране развивать законодательство и институциональные структуры в соответствие с передовым международным опытом, доказавшим свою эффективность.
Мы также наблюдаем, что и среди государственных органов нет единой позиции о необходимости Закона и его содержании. В частности, мнению Министерства внутренних дел о том, что Закон нужен, противостоит позиция Верховного Суда и Генеральной Прокуратуры.

- Какой отклик получило Открытое письмо со стороны государственных органов? И была ли реакция международных структур, осуществляющих партнерскую поддержку инициатив, реализуемых в Беларуси в рамках противодействия домашнему насилию?

Мы получили от Министерства внутренних дел Беларуси ответ, полностью поддерживающий авторов Открытого письма о «недопустимости использования подхода о виктимном положении жертв при совершенствовании законодательства о профилактике насилия в семье». Министерство труда и социальной защиты также подтвердило, что данный подход не рассматривается в рамках работы по совершенствованию законодательства. К сожалению, лидирующие международные организации пока не выразили ясно свою реакцию.

- А в целом каковы ожидания общественных организаций, работающих в сфере противодействия домашнему насилию? Что еще необходимо для прогресса в этой работе?

Наше главное ожидание – это разработка и принятие специализированного Закона, который позволит обеспечить системность и единообразие деятельности по предупреждению насилия в семье. Основываясь на практическом опыте работы нашей организации, мы предлагаем 7 ключевых положений, которые должен содержать Закон о домашнем насилии:

1. Расширить определение «насилие в семье», включив в него понятие «экономическое насилие».
2. Включить в определение «насилие в семье» угрозы совершения насилия.
3. Действия, квалифицированные как «необходимая оборона», не должны рассматриваться как факты насилия в семье.
4. Распространить действие будущего закона на бывших супругов, которые проживают раздельно и/или продолжают проживать на одной жилплощади после расторжения брака.
5. Перевести дела по насилию в семье в категорию дел публичного обвинения, чтобы избежать зависимости между наказанием виновника и заявлением жертвы.
6. Обязать виновников насилия проходить комплексные коррекционные программы, направленные на снижение агрессивного поведения.
7. Описать национальный механизм межведомственной координации и взаимодействия органов и учреждений, ответственных за выявление фактов насилия в семье, оказание помощи жертвам и привлечению виновников насилия к ответственности.