24 ноября 2016

18 ноября для Республики Беларусь были опубликованы рекомендации Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В очередной раз Комитет CEDAW указывает на то, что государство предпринимает недостаточно мер для обеспечения гендерного равенства в Беларуси. Такие выводы были сделаны по результатам предоставления отчета правительства и альтернативных отчетов по положению и защите прав женщин в Беларуси в 2016 году.

Комитет ООН подчеркнул необходимость принятия специального законодательства и создания механизмов для предотвращения дискриминации женщин в разных сферах общественной и политической жизни. Особый акцент был сделан на потребности в создании мер по решению проблемы гендерного насилия, в том числе насилия в семье.

Рекомендации по итогам 8 отчета Комитета по Ликвидации Дискриминации в Отношении Женщин

(Часть касательно гендерного насилия)

Гендерное насилие в отношении женщин

22. Комитет с озабоченностью отмечает увеличение распространенности гендерного насилия в отношении женщин, включая сексуальное и психологическое насилие, а также:
(а) Отсутствие законодательных норм, которые криминализируют именно ответственность за насилие по признаку гендера, включая домашнее насилие и изнасилование в браке;
(b) Документированное участившееся воздействие на политически активных женщин через применение физического насилия со стороны полиции/правоохранительных органов;
(с) Требование наличия письменного согласия потерпевшей/-его на выдачу охранного ордера с выселением обидчика –партнера либо члена семьи из жилища потепевшей согласно Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
(d) нежелание со стороны большинства женщин, ставших жертвами насилия, искать помощь и/или сообщать об инцидентах в полицию, из-за страха мести, стигматизации, унижения, отсутствие осведомленности о доступных услугах или отсутствия альтернативного жилья;
(e) риск для женщин, которые подвергаются насилию в семье, быть лишенными родительских прав, так как их семья может быть воспринята как «семья в социально-опасном положении» с помещением детей в государственные учреждения;
(f) отсутствие должным образом оборудованных кризисных комнат, предлагающих долгосрочное пребывание для пострадавших от домашнего насилия.
23. Принимая к сведению разработку закона о предотвращении насилия в семье, который основывается на положениях Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция), Комитет обращается к Цели устойчивого развития 5.2 — ликвидировать все формы насилия в отношении всех женщин и девочек в публичной и частной сферах, включая торговлю людьми и сексуальную и иные формы эксплуатации в том числе торговли и сексуальной и других видов эксплуатации, — и рекомендует государствам-членам активизировать свои усилия по ускорению завершения и принятия проекта закона, удостоверившись, что закон обеспечивает криминализацию всех форм гендерного насилия в отношении женщины и предоставляет жертвам возможность получения немедленной защиты и долгосрочной реабилитации.
Кроме того, Комитет рекомендует государству-участнику:
(a) принять законодательство, в частности, уголовную ответственность за насилие по гендерному признаку, включая изнасилование в браке;
(b) принять меры по присоединению к Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция)
(c) Увеличить число кризисных комнат и обеспечить наличие достаточного количества приютов по всей территории государства-члена для долгосрочного пребывания жертв насилия в семье и их детей;
(d) принять необходимые поправки в законодательство, чтобы гарантировать, что устное согласие жертва является достаточным для выдачи охранного ордера;
(e) поощрять женщин-жертв домашнего насилия сообщают о случаях насилия и гарантировать, что они ни при каких обстоятельствах не будут вынуждены жить со своим мужем или партнером-агрессором во время процедуры развода или раздельном проживании, и вместе с их детьми обеспечены доступным альтернативным жильем;
(f) обеспечить обязательное обучение судей, прокуроров и сотрудников правоохранительных органов, в особенности, сотрудников полиции, Конвенции, юридических полномочиях Комитета в соответствии с Факультативным протоколом и его общей рекомендации № 19 (1992), касающейся насилия в отношении женщин и учитывающей гендерные аспекты в расследовании предполагаемых случае насилия по гендерному признаку в отношении женщин;
(g) обеспечить обязательную подготовку и принятие кодексов поведения для сотрудников полиции с учетом гендерных аспектов и обеспечить возможность для женщины, ставших жертвами насилия со стороны полиции имели возможность сообщать об этом и чтобы их слова эффективно расследовались, а виновные были наказаны должным образом; а также
(h) Создать специальный фонд для обеспечения того, чтобы женщины получали адекватную компенсацию в ситуациях, в которых физические или юридические лица, ответственные за нарушения их прав человека не могут или не желают обеспечить такое возмещение.

Неофициальный перевод (Гущина Ирина)

С полным текстом рекомендаций можно ознакомиться здесь

ostanovinasilie.org