17 августа 2017

Проект международной технической помощи «Государственно-общественное партнерство по выполнению международных обязательств Республики Беларусь в сфере противодействия торговле людьми и защиты прав женщин» при поддержке Министерства иностранных дел и по делам Содружества Наций Великобритании и МОО «Гендерные перспективы» позволил белорусским специалистам познакомиться с опытом британских коллег.

В чем сходства и различия в системе работы двух стран в сфере торговли людьми, и какой британский опыт можно перенять и адаптировать в Беларуси, рассуждают участники образовательной поездки.

Заместитель начальника второго управления главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД, полковник милиции Владимир Емельянов.

– В современном мире проблема торговли людьми не знает границ. За последние три года наибольшее количество жертв современного рабства в Великобритании были из Польши, Румынии, Литвы, Словении, Албании, Нигерии и Вьетнама. Преобладают сексуальная и трудовая эксплуатация. Кроме того, 30% британцев эксплуатировались на территории своей страны.

В Великобритании предусмотрены достаточно суровые сроки за преступления, связанные с торговлей людьми: от 14 лет до пожизненного заключения. В стране действует практика применения запретных ордеров, которые сотрудники правоохранительных органов получают в суде.

Дела, связанные с торговлей людьми, иногда бывает сложно довести до логического завершения через суд. В случаях нехватки доказательств выдается запретный ордер, не позволяющий трафикеру, например, привозить в ночные клубы молодых девушек. Нарушение влечет лишение свободы сроком до 5 лет.

Большой объем работы по борьбе с современным рабством в Великобритании выполняют общественные организации. В Беларуси же гигантская часть работы ложится на плечи органов внутренних дел и иных государственных органов. Здесь стоит обратить внимание на особенности финансирования. Британское государство заключает контракт с общественной организацией, которая и будет оказывать помощь по реабилитации пострадавших. В Беларуси это возможно реализовать через государственный социальный заказ. На мой взгляд, это может быть гораздо более эффективно, чем работа государственных органов по реабилитации жертв.

vizitlondon2

Специалисты из Беларуси знакомятся с опытом британских коллег.

В то же время опыта по оказанию помощи жертвам-иностранцам в Беларуси не так много, как в Великобритании. У нас в основном ведется работа с белорусскими гражданами, пострадавшими от этого преступления. В Великобритании, например, при сотрудничестве с властями пострадавшие могут рассчитывать на получение вида на жительство и легальное трудоустройство. Нам стоит изучить этот опыт, чтобы понимать, как действовать в нестандартных ситуациях с гражданами других стран.

Елена Автушко, БЖСОО «Провинция».

– Главное различие в проблеме торговли людьми в двух странах состоит в том, что Великобритания в основном является страной назначения. Причем пострадавшими становятся граждане не только стран Евросоюза, но и других государств.

В Великобритании, в отличие от Беларуси, действует важный механизм – отслеживание рабского труда в цепочках поставок при производстве одежды, продуктов питания, услуг. По другому принципу в этой стране происходит и распределение бюджета – государственные органы выделяют средства неправительственным организациям на деятельность по реализации государственной политики в области борьбы с торговлей людьми.

Надо отметить, что представители государственных органов демонстрируют отличную осведомленность о масштабах торговли людьми и открыто признают, что реальные объемы проблемы трудно оценить адекватно из-за большой латентности.

Услуги по оказанию помощи пострадавшим в Беларуси и Великобритании очень похожи. Различие заключается лишь в том, что практически вся помощь в Великобритании обеспечивается государством, а не международными структурами и НГО. Государство реализует программу помощи пострадавшим через некоммерческие организации, выделяя им средства под конкретные программы.

В Беларуси стоит внедрить и широко использовать социальный заказ в сферу услуг для пострадавших от торговли людьми. Необходимо укрепить взаимодействие правоохранительных органов с НГО (чтобы в регионах сотрудники милиции немедленно передавали пострадавших под опеку НГО, а государство финансово обеспечивало работу организаций). Существенного пересмотра требует и система идентификации пострадавших от торговли людьми среди мигрантов.