Глобальные Цели устойчивого развития направлены на улучшение жизни каждого человека, мужчин и женщин, девочек и мальчиков. Однако и страны, и люди не живут изолированно и напрямую либо косвенно зависят друг от друга. 

ЦУР баннерПоэтому когда ставятся задачи экономического роста, увеличение благосостояния каждого человека, повышения качества образования и доступности медицины, сегодня во всем мире понимают – этого невозможно достичь без учета экологических факторов, развития гражданского общества, выстраивания справедливой гендерной политики, адресной поддержки уязвимых групп населения. В процессе достижения ЦУР важно учесть и сбалансировать интересы государств, корпораций, местных сообществ и конкретных граждан. 

В Беларуси выстроена четко структурированная архитектура управления процессом достижения целей устойчивого развития. В ней задействованы исполнительная и законодательная ветви власти. Работают институт Национального координатора по достижению ЦУР, Совет по устойчивому развитию, Парламентская и Партнерская группы. На местном уровне созданы региональные группы по достижению целей устойчивого развития.

Партнерская группа устойчивого развития объединила в Беларуси представителей общественных, международных организации, бизнес-сектора, научных кругов. Для эффективного взаимодействия в рамках группы были назначены координаторы по вовлечению бизнес сообщества, по экономическим, экологическим и социальным вопросам. Их основная задача – оказывать содействие государству по достижению целей устойчивого развития и донесение мнений и позиций широкого круга заинтересованных.
Координатором партнерской группы по социальным вопросам стала председатель Правления международного общественного объединения «Гендерные перспективы» Ирина Альховка. Наш разговор – о том, как обеспечить эффективное партнерство на пути к достижению целей устойчивого развития и какова роль гражданского общества в этом процессе.

alhovka- Ирина, безусловно, сбалансировать такие сферы Целей устойчивого развития, как экономика, экология и социальные вопросы – сложная задача. Что, на ваш взгляд, должно стать основой успешной работы по достижению ЦУР?

- Думаю, в этой работе самой важное – выстроить эффективное партнерство внутри каждого государства между различными ветвями власти, бизнесом, гражданским обществом и научным сообществом. Основным лейтмотивом сотрудничества между правительствами и гражданским обществом такой партнерской работы должно стать доверие.
Достижение Целей устойчивого развития – это, в первую очередь, обязательства правительств. Однако и роль гражданского общества очень важна. Этот богатый потенциал необходимо использовать прямо сейчас для развития эффективного партнёрства и достижения всех 17 целей. Именно общественные организации представляют голос людей, ради которых страны взяли на себя обязательства по улучшению их жизни и защиты прав. И какую бы цель устойчивого развития мы ни взяли, в достижении каждой есть место для гражданского общества. Правительство должно понимать роль и значение институтов гражданского общества – начиная от критической оценки потребностей местных сообществ до мониторинга реализации национального законодательства и международных обязательств государства. В свою очередь, представителям гражданского общества следует более активно развивать сотрудничество с государственными органами и содействовать реализации государственной политики в различных сферах.

Как общественная организация, занимающаяся вопросами равных прав и возможностей женщин и мужчин, мы отдаем приоритет деятельности по достижению цели № 5 по достижению гендерного равенства. Мы убеждены, что обеспечение равноправия мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин способно обеспечить достойную работу и экономический рост, значительно сократить неравенство в здравоохранении и социальной сфере, улучшить качество жизни детей, повысить безопасность и сделать устойчивыми практики ответственного отношения к окружающей среде и планете. Более того, для устойчивого развития важно развивать механизмы внедрения гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики, что полностью совпадает с приоритетами пятого Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Беларуси на 2017-2020 годы.

- В чем вы видите роль организаций гражданского общества в реализации Повестки-2030?

- На мой взгляд, они принимают самое непосредственное участие в этой работе, донося голоса уязвимых групп до правительства, с одной стороны, и участвуя в реализации государственной политики в различных областях, с другой. И таким образом общественные организации обеспечивают взаимосвязь и синергию между целями глобальной Повестки и локальными приоритетами.
Повестка-2030 – это глобальный политический процесс, который должен изменить жизни людей. Здесь очень важно объяснить каждому человеку - как его конкретная жизнь изменится в процессе достижения целей устойчивого развития, а также какую ответственность он должен взять на себя, чтобы его собственная жизнедеятельность способствовало устойчивому развитию. Ведь жизни людей наполнены абсолютно простыми ежедневными заботами – о качестве воды, которую они пьют, транспорта, на котором отвозят детей в школу или о несправедливой разнице в зарплате за выполнение одинаковой работы. Беря на себя международные обязательства и разрабатывая национальные стратегии, государство в качестве конечного бенефициара устойчивого развития должно видеть именно человека с его очень понятными потребностями. Вот здесь я и вижу роль гражданского общества – обеспечить связь между потребностями различных целевых групп, приоритетами государственной политики и глобальными целями устойчивого развития, и сделать ЦУР понятными и близкими каждой женщине, мужчине и ребенку.

- Как все это выражается в практической работе негосударственного сектора? Например, в тех сферах, где работает МОО «Гендерные перспективы»: домашнее насилие, торговля людьми?

- Я часто говорю о том, что женщины, пострадавшие от насилия, которые обращаются за помощью в нашу организацию, приходят как клиентки, а уходят как гражданки.
Во время кризисной ситуации, последнее, что хочет слышать женщина, - это согласно какой статье Всеобщей декларации прав человека были нарушены ее прав. Ее приоритет в данный момент – это обеспечить безопасность себе и детям, остановить насилие. Получая помощь и возвращая контроль над своей жизнью, она начинает видеть свою личную проблему как системную. Она страдает от общественного мнения, не поддерживающего жертв насилия, сталкивается с недостатком компетенций у специалистов, непониманием чиновников и часто не имеет финансовых ресурсов, чтобы получить помощь адвоката. Постепенно к ней приходит понимание, что ее личная ситуация, несмотря на трагичность, довольно типична, и многие жертвы насилия сталкиваются с похожими барьерами. И тогда она готова задавать вопросы государству как гаранту защиты ее прав и требовать комплексных и долгосрочных решений для всей группы пострадавших от домашнего насилия, а не только для себя.
Поэтому предоставляя сервисы для уязвимых групп, цель негосударственных организаций не только удовлетворить личные потребности «здесь и сейчас», но и научить алгоритму защиты своих прав, чтобы человек мог делать это самостоятельно в различных ситуациях.

Негосударственные организации играют большую роль в идентификации проблем, которые, на первый взгляд, незаметны или не несут угрозы. Флагманские инициативы Беларуси, в частности, по борьбе с торговлей людьми, которая является значительной частью современной государственной политики, начиналась с общественной инициативы. Национальные обязательства по реализации Конвенции о правах людей с инвалидностью также берут свое начало в изменении отношения к проблеме инвалидности не как вопроса физического или психического здоровья, а как прав человека и инклюзии.
Анализируя проблемы граждан на местном уровне, общественные организации аккумулируют дополнительные количественные и качественные данные о ситуации уязвимых групп. Эти данные могут и должны использоваться для оценки прогресса достижения целей устойчивого развития. В процессе всей своей деятельности общественные организации используют подход, основанный на правах человека, который позволяет, анализируя проблемы небольших уязвимых групп, распознавать системные нарушения прав, и, соответственно, предлагать системные решения.

- Ирина, недавно вы принимали участие в конференции «Стратегии и партнерство для достижения Целей устойчивого развития» , которая прошла 6-7 июня в Минске. Поделитесь впечатлениями. В чем важность таких встреч? Как помогают они продвигаться к общей цели?

Конференция объединила представителей различных секторов, чье взаимодействие так важно для достижения целей устойчивого развития для обсуждения стратегий совместных действий. На конференции я модерировала мастер-класс, посвященный гендерным вопросам, в рамках которого представительницы негосударственных, международных и исследовательских организаций делились опытом в решении гендерных проблем отдельных целевых групп. Несмотря на то, что гендерная политика реализуется в Беларуси уже более 20 лет, сегодня до сих пор можно услышать мнения о том, что гендерные проблемы – искусственны, привнесены извне и не характерны для нашей страны. 
Гендер и оплата трудаТем не менее, государственная гендерная статистика и результаты белорусских исследований свидетельствуют о гендерном и возрастном неравенстве на рынке труда, которое в больше степени затрагивает женщин, воспитывающих детей. Тема женского предпринимательства требует более глубокого изучения, т.к. женский бизнес все еще сконцентрирован в сфере услуг, образования, ухода за детьми, в меньшей степени может быть масштабирован и монетизирован. Вовлечение мальчиков и мужчин в реализацию принципа гендерного равенства является относительно новой стратегией, требующей новых знаний, подходов и понимания моделей поведения мужской социальной группы.
В Повестке 2030 вопросы гендерного равенства и защиты прав женщин заслуживают отдельного внимания и их недооценка может привести к упущенным возможностям и нереализованным правам значительной части населения мира и отдельных стран. Например, длительное игнорирование практики селективных абортов в пользу выбора плода мужского пола привело к огромным изменениям в структуре населения Китая и Индии, где на 130 новорожденных мальчиков приходится 100 девочек и по демографическим прогнозам к 2030 году ожидается нехватка 20 млн. женщин в возрасте 20-49 лет. Эти изменения уже сегодня оказывают большое влияние на мужскую брачную миграцию в регионе, формируют «экономику накоплений» и угрожают ростом насилия в отношении женщин. Корни данной практики – в культурных традициях предпочтения рождения сыновей и низкой ценности дочерей, гендерных стереотипах и предубеждений.
Данный факт убедительно демонстрирует как недооценка важности гендерной проблематики способна породить негативные демографические, миграционные и экономические последствия в региональном масштабе.
Признавая важность гендерных вопросов, миссия экспертов ООН предложила правительству Беларуси выбрать гендерно равноправное общество одним из четырех акселератор достижения ЦУР.

Акселераторы ЦУРАкселераторы являются ускорителями, точками роста, воздействуя на которые государства способны быстрее и более комплексно обеспечивать устойчивое развитие. Приоритизация гендерных вопросов в Беларуси позволит сократить неравенство на рынке труда между мужчинами и женщинами, воспитывающими детей, увеличить продолжительность жизни мужчин и сократить уровень заболеваемости неинфекционными болезнями, повысить уровень представительства женщин на руководящих должностях и в процессах принятия решений, повысить ценность неоплачиваемого домашнего труда, привлечь мужчин к воспитанию собственных детей, улучшить качество транспорта и обеспечить осознанное экологическое потребление и устойчивое управлением природными ресурсами.

Беседовала Светлана Мацкевич