Мужчина – главный в семье. В декрете должна находиться женщина. Политика – не женское дело. Мужчина – добытчик. Домашнее хозяйство – женский удел.
Всё это и многое другое – гендерные стереотипы. Разрушить и пошатнуть их – в идее новой образовательной игры «Стереотипы», а её цель – «повышение уровня гендерной чувствительности и информированности по гендеру и гендерным стереотипам в НПО и политических партиях».
Игра была представлена как мини-проект на тему гендера во время обучающего курса «Расширение репрезентативности и возможностей женщин в НПО и политических партиях». В этом обучающем курсе от МОО «Гендерные перспективы» участвовала Александра Дикан (на фото) , которая является и одной из создательниц этой игры.
Правила «Стереотипов»
«Стереотипы» – это настольная игра, разработанная для того, чтобы игроки узнали больше о существующих гендерных ролях в обществе, о том, какой отпечаток эти роли накладывают на поведение людей в современном обществе и какие из них можно изменить.
В игре представлено 2 вида карточек: информационные (с данными исследований, фактами и т.д.) и карточки с рисунками-стереотипами. Игрокам раздается по 3 карточки с рисунками-стереотипами и по 7 информационных карточек. Основная задача – с помощью имеющихся на руках информационных карточек «разрушать» стереотипы и роли, которые приписываются разным людям в соответствии с их полом. Другими словами, игроки в процессе подбирают к карточкам-стереотипам такие информационные карточки, которые подходят по тематике стереотипа и разрушают его. Все это, конечно, совершается игроками по определенным правилам, которые закреплены в инструкции.
Кроме этого, в игре есть множество «сюрпризов», что делает процесс обучения более веселым и захватывающим. В игре собраны самые распространенные стереотипы и роли, которые приписываются по признаку пола. К примеру, «мужчина – это добытчик в семье», «место женщины – на кухне», «бьет – значит, любит», «женщина-руководитель – это «мужик в юбке», «принадлежность к ЛГБТ – это отклонение» и т.д. Всего в игре 32 гендерных стереотипа, которые разработчицы взяли из жизни. Все они подкреплены научными исследованиями. Это представления в нашем обществе, какой должна быть женщина и что она должна делать только потому, что она женщина. То же самое касается и мужчин.
Игра «Стереотипы» как креативный метод обучения
За полгода существования данной игры, как отметила Александра Дикан, было организовано более 20 проигрываний, в которых приняло участие более 120 человек из НПО, политических партий и государственных структур. И сейчас разработчицы игры получают положительные отзывы: сами не ожидали, что на практике она окажется такой динамичной, а у людей появится настоящий азарт. Хотя изначально основным был образовательный компонент, а не развлекательный.
В процессе игры всем приходится много думать, анализировать информацию, использовать свой жизненный опыт, чтобы суметь разрушить тот или иной стереотип или гендерную роль. Также, как показывают проигрывания, сколько людей – столько различных взглядов и подходов к использованию инфокарточек. Поэтому интересны активные, а зачастую “жаркие дискуссии, когда игроки отстаивают свою точку зрения либо пытаются понять подход других. Но для создательниц игры – это и является самым важным. Когда участники/цы через себя пропускают информацию о гендерных стереотипах и ролях, узнают другую сторону этих явлений, то самостоятельно приходят к пониманию того, откуда берут начало конкретные стереотипы, что в этом позитивного, а более важно – негативного.
Игроки в процессе дискуссий обмениваются своим жизненным опытом, учатся по-другому смотреть на вещи. И, как было отмечено самими участницами/ками процесса, после игры взгляд на “устоявшиеся представления о ролях мужчин и женщин в обществе действительно в чем-то меняется. Таким образом, игроки становятся более чувствительными к ситуациям дискриминации по признаку пола, лучше понимают, что такое гендер.
И в целом авторы игры сделали вывод, что такой креативный метод обучения является актуальным и востребованным среди аудитории, которая не знакома (мало знакома) с темой гендера. «Обучение через делание» – таким был принцип при создании методики по повышению гендерной чувствительности. По-английски, это звучит, как «learning through doing», – отмечает Александра Дикан. Исходя из этого принципа, на игру нужно отводить минимум 2,5-3 часа. Оптимальное количество игроков – 5 человек.
Теперь у создательниц игры – это 5 активисток из различных организаций – снова новые идеи по усовершенствованию своего гендерного проекта: считают, нужно дорабатывать как информационные карточки, так и карточки со стереотипами. Также планируют перевести игру на английский, так как она заинтересовала партнерские зарубежные организации. Так что скоро в нашу игру, надеемся, будут с удовольствием играть за рубежом, получая новые знания по гендеру.
А сегодня все заинтересованные с образовательными целями могут сыграть в “Стереотипы в своей НПО. Для этого нужно отправить заявку на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «Игра «Стереотипы».